С 1 декабря заработает первый национальный стандарт, в котором подробно расписаны условия доставки товаров розничным покупателям. Сейчас эта сфера никак не регулируется государством, а взаимоотношения со службами доставки строятся по принципу свободы договора.
ГОСТ Р 70760-2023 «Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования» впервые обозначает требования, которым обязаны соответствовать игроки рынка — юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Это совместный труд экспертов Федерального научного центра пищевых систем имени Горбатова РАН, Ассоциации компаний розничной торговли, Ассоциации компаний интернет-торговли и компании «Яндекс.Лавка».
Разработчики унифицировали терминологию и способы доставки товаров. Зафиксировали, что такое курьерская бесконтактная и контактная доставка, в том числе в пункты выдачи заказов, постаматы или другое согласованное сторонами устройство либо место. Разложили по полочкам этапы взаимодействия с потребителем, начиная с описания предлагаемых товаров, ознакомления с документами на них, приема предварительных заказов, предпродажной подготовки и заканчивая передачей курьерским или транспортным службам, перемещением и вручением адресату.
Хранить персональные данные покупателей предписано на сервере российской компании, а обрабатывать — только в рамках договора между заказчиком и продавцом, оператором услуги или агрегатором курьерских служб.