Коррупция как явление существует очень давно. Однако не сразу она стала преступлением, с которым во всех нормальных государствах принялись бороться. Истоки коррупции исследователи видят в системе «кормлений», которая в различные периоды существовала практически во всех странах.
С самого начала государственные чиновники не получали никакого жалованья из казны. Ответственность за обеспечение госслужащих ложилась на население. Поэтому приём подношений от жителей вверенного региона был законной практикой, инициированной верховной властью.
С течением времени чиновники стали получать от государства фиксированную зарплату, а «кормления» отменили. По-видимому, чиновники остались недовольны жалованьем, назначенным им государством, и продолжали незаконно принимать подношения.
Другой прообраз коррупции – древний обычай делать подарки влиятельным лицам, чтобы добиться их расположения. Богатые дары преподносились жрецам и вождям, и в их глазах это выделяло дарителя из числа всех остальных. Одаривание было нормой ещё в первобытном обществе. Формально этой системе положило конец усиление централизованной власти, однако назначенные правителями чиновники на деле продолжали руководствоваться старыми порядками.
В некоторых обществах этот принцип сохранялся вплоть до позднейшего времени. Многие знают про «инам» — средневековый восточный обычай дарить подарки знатным людям и чиновникам; он практиковался в Иране, Азербайджане и других исламских странах. Похожий обычай имелся и в Японии, Китае, Вьетнаме.
Иногда обычай делать подарки становился прямо-таки инстинктивным побуждением. Такое было отмечено в современной Либерии – бедной стране в Западной Африке. Здесь нормой считаются небольшие подношения госслужащим, врачам, учителям, полицейским и т. д. В то же время в Либерии действуют миссии ООН, при которых находятся больницы и прочие гуманитарные организации. Перед входом в эти организации висят огромные плакаты, информирующие местных жителей о том, что все услуги здесь оказываются бесплатно и никаких подношений делать не нужно. Однако плакаты помогают плохо – большинство посетителей приносят подарки, а потом недоумённо пытаются понять, почему доктора не хотят их брать. Принести небольшую денежку чиновнику или врачу в Либерии означает то же самое, что сказать «спасибо» в любой развитой стране.
Парадоксально, но подобные обычаи иногда избавляют от коррупции как таковой, поскольку способствуют тесному сплочению чиновников и народа: такой вот своеобразный общественный договор. Чиновник принимает от каждого посетителя ровно столько, сколько тот в состоянии заплатить.
Коррупция и кастовое мышление
Выше говорилось о коррупции как о взяточничестве. Однако содержание этого понятие гораздо шире. Это и превышение полномочий, и создание преступной группировки с использованием своих властных полномочий и связей в правительстве, и основание полноценного мафиозного государства. Даже уничижительное отношение чиновника к простому человеку в быту – это коррупция. И в данном случае истоком существования коррупции стоит считать сословно-кастовое общество и соответствующий тип мышления.
Данный вид коррупции держится не на материальных интересах как таковых, а, так сказать, на духовных: высокопоставленные чиновники хотят чувствовать себя единоличными хозяевами в стране, они считают, что владеют этой самой страной – всей её землёй, деньгами, зданиями и жителями; последних они считают своими слугами или рабами. Такое кастовое мышление – особенность примитивных, слаборазвитых обществ, устройство которых недалеко ушло от первобытного состояния. Кастовый менталитет характерен для стран, в которых формально имеются все признаки демократического устройства (африканские государства, страны Латинской Америки и СНГ).