Через приложение родительского контроля граждане могут невольно узнать личные тайны окружающих ребенка людей. Но, если родители прослушивали детей исключительно ради их безопасности, их не следует привлекать к уголовной ответственности, считает Конституционный Суд.
Поводом стал судебный процесс над жителем Владивостока, сообщает инстанция на своем сайте 18 января. Его признали виновным в нарушении неприкосновенности частной жизни по статье 137 УК РФ после того, как он передал полиции и суду доказательства грубого обращения бывшей супруги с сыном. Аудиозаписи происходящего вокруг мальчика отец сделал через установленную на его телефон легальную программу. Доводы о том, что прослушка велась для защиты интересов ребенка, суд не принял.
КС, в свою очередь, подчеркнул, что приложения родительского контроля не запрещены и родитель, стремясь обеспечить безопасность проживающего отдельно ребенка, непреднамеренно может узнать тайны третьих лиц. Но если он не распространял данные сведения и не злоупотреблял ими, а прямой умысел на их сбор отсутствует, то преступлением это не является, отметили в инстанции.
Предполагая наличие угрозы для ребенка, родитель может прослушивать его окружение, в том числе для дальнейшего предоставления данных в уполномоченные органы. Обращение в них для защиты малолетнего нельзя считать незаконным распространением частной информации, заявил КС. Формально состав 137-й статьи образуется, но, если действия «вызваны обстоятельствами, которые рассматриваются родителем как угроза для ребенка (не исключая и добросовестное заблуждение), это не должно служить основанием для привлечения к уголовной ответственности», — заключили в суде.
При этом законодатель вправе установить пределы использования родительского контроля, но и сейчас такие программы следует использовать только ради безопасности детей, добавили в КС. Вышеуказанное дело в отношении жителя Владивостока подлежит пересмотру.